Осуществление работ по
строповке различных грузов.
Строповка (зацепка) —
одна из самых ответственных операций по подъему и перемещению грузов.
Предназначенный для
перемещения груз должен быть надежно застроплен в соответствии с утвержденными
схемами. Если нет рекомендуемых схем строповки или специальных захватных
устройств на грузе (рымов, петель, проушин, цапф), должны быть разработаны
соответствующие схемы строповки (обвязки) грузов с указанием конкретных типов
применяемых грузозахватных устройств, обеспечивающих надежное и безопасное
перемещение грузов.
Схемы строповки грузов
должны обеспечивать их надежное крепление, простоту, технологичность и
безопасность выполнения строповки и исключать самопроизвольное смещение груза
(выпадение) или расстроповку в процессе перемещения краном. Для грузов
неправильной формы необходимо указывать положение центра тяжести.
Схемы строповки должны
быть разработаны для групп сходных грузов: изделий, деталей и сборочных единиц.
Графические изображения схем строповки типовых грузов следует вывешивать в
местах производства работ или выдавать на руки крановщикам и стропальщикам.
При строповке
конструкций между ребрами элементов и стропами надо ставить прокладки,
предохраняющие канат от перетирания. Прокладки должны быть прикреплены к
элементу или ветви стропа, чтобы исключить падение в момент установки элемента.
При строповке надо следить за тем, чтобы петли стропов располагались по оси
зева крюка, а сам крюк был установлен по центру груза.
Крановщику запрещается
применять грузозахватные устройства, не имеющие клейма или бирки установленного
образца, тару без указания ее назначения и грузоподъемности, а также
приспособления, не зарегистрированные в соответствующем журнале.
На место установки
груза, обвязанного стропами, необходимо предварительно уложить прочные
прокладки для того, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь
из-под груза.
Подъем и перемещение
грузов, для которых специальные схемы строповки не разработаны, необходимо
производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное
производство работ по перемещению грузов кранами.
Руководство предприятия
должно обеспечить стропальщиков испытанными и промаркированными грузозахватными
устройствами и тарой соответствующей грузоподъемности, а также выделить для
укладки грузов место, оборудованное необходимыми приспособлениями (прокладками,
подставками и т. п.), и проинструктировать крановщика и стропальщика о порядке
и габаритах складирования.
Стропальщик должен
иметь понятие об устройстве обслуживаемого крана, уметь подбирать необходимые
для работы строповочные канаты и цепи, знать установленный порядок обмена
сигналами с крановщиком и указания по безопасному перемещению груза
(приложение). Стропальщик должен знать нормы заполнения тары сыпучими, штучными
и другими грузами, правила и нормы складирования грузов, нормы браковки
канатных и цепных стропов, а также других грузозахватных устройств.
Перед началом работы
стропальщик обязан проверить состояние грузозахватных устройств и изъять из
употребления те из них, которые не отвечают условиям безопасности. Необходимо
также проверить, хорошо ли освещены места производства работ и отсутствие на
них людей. Кроме того, проверяют места складирования грузов.
Канатные стропы должны
быть наложены на поднимаемый груз без узлов и перекрутки. При обвязке грузов с
острыми краями необходимо применять подкладки для предохранения канатов от
повреждения.
Прежде чем подать
сигнал крановщику о подъеме или перемещении груза, стропальщик обязан убедиться
в том, что никому не угрожает опасность, поднимаемый груз свободен, на нем нет
незакрепленных деталей и инструмента, а сам груз во время подъема не может
зацепиться. Убедившись в возможности беспрепятственного перемещения груза, стропальщик
обязан сам отойти от груза в безопасное место и дать сигнал крановщику.
При подъеме или
опускании груза вблизи стены или оборудования запрещается стропальщику
находиться между грузом и частями здания или оборудованием, так как он может
быть прижат грузом. Сопровождая перемещаемый груз, стропальщик должен идти
впереди крана и удалять людей, могущих оказаться на пути транспортировки груза.
Схемы строповки,
графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы
на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны
способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их
монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений,
а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится
с применением крана.
Схемы строповки и
кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны
быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не
разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под
руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство
морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных
работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам."
Перемещение груза
является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства.
На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с
помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для
транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В
качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают стропы.
Для строповки
предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы,
соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и
угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол
между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится
перерасчет грузоподъемности строп.
Стальные и
железобетонные элементы небольшой массы (прогоны, связи, плиты покрытий,
перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное
расположение монтируемых деталей. Листовые конструкции и мелкие стальные
элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и
скоб.
Для подъема и
перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ
строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой
конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля
затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла
также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные
петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками
универсальные стропы затягивают пачку металла.
В целях предупреждения
падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать
следующие правила строповки:
·
при обвязке груза стропы должны
накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые
ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать
проставки, предохраняющие последние от повреждений.
·
неиспользованные для зацепки концы
многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза
краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути
предметы.
·
при обвязке грузов цепными стропами не
следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
·
при регулярном использовании канатных
стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10
диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа.
При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется
снижать его грузоподъемность на 20%.
·
перемещение грузов со свободной укладкой
их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов,
надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий